Открыть меню

Нейминг – святцы для бизнеса

неймингЗдравия желаю, коллега!

Сегодняшний гостевой пост посвящён одной из сторон многогранного ремесла копирайтера – неймингу. Информация, как говорится, из первых рук. Этот пост о том, как мы приходим в копирайтинг и как выбираем в нём свои ниши. И написан он нашей коллегой по цеху, копирайтером и неймером Светланой Свиридовой. Найти Светлану вы можете легко на её странице в  Фэйсбук

Надеюсь, что классифицируя важность нейминга в «табели о рангах» копирайтинга, мы с тобой, коллега, обойдёмся без замусоленных фраз, типа «как назовёшь… так поплывет» и бла…бла…бла. По-моему это и так ясно. Итак, о профессии копирайтер-неймер от Светланы

Что в имени тебе моем? Ты оцени груди объем! © (А. Вишневский) Подобрано специально для хозяина блога со всем моим уважением.

Это вместо пролога.

А теперь к делу…

Нейминг – заморское слово, которое мало о чем говорит большинству из нас. Если по-простому, то это разработка названий для товаров, услуг, компаний, организаций, мероприятий и прочее, и т.п. Неймер – это человек, который занимается неймингом, то есть этой самой разработкой.

В данном случае – это я. Это моя профессия. Любимая профессия.

Интерес, желание, страсть к своему делу помогли мне стать довольно известным неймером, пусть и в очень узких кругах.

Зовут меня Светлана Свиридова. Живу на Украине, в небольшом, но очень красивом и очень древнем городе Белая Церковь (справка: основан в 1032 году Ярославом Мудрым и назывался Юрьев), недалеко от Киева. Профессионально занимаюсь неймингом с 2011 года.

Как докатилась до такой жизни?

С 2007 года и до середины 2010 я работала в рекламном агентстве, самом крупном в моем городе. Была одним из ведущих менеджеров по рекламе, и в мои обязанности входило находить клиентов на самые разные виды рекламы (от визиток до радио и ТВ). Бывали такие клиенты, у которых не было названий или слоганов. И я на голом энтузиазме придумывала их.

В один прекрасный момент мне стало интересно, сколько же может стоить такая работа, и интернет пришел мне в помощь. Моему удивлению и радости не было границ, когда стали попадаться цифры с несколькими нолями, и это до запятой, да еще и в долларах!

Потом восторг сменился на более реальную картинку мира, и я поняла, что не все так просто, особенно на постсоветском пространстве. И на время постаралась забыть об этом открытии, хотя оно не давало мне покоя. Привычная работа засосала… как трясина.

Я снова вспомнила о своем интересе в начале 2011 года, когда уже полгода как была в декрете. Так я оказалась на биржах фриланса. Оказалось, неймеры-энтузиасты мало кому интересны. Без портфолио делать тут нечего. Поэтому стала участвовать в разных конкурсах по неймингу. Я была уверена, что мои названия достойны победы (теперь я понимаю мою наивность, потому что работы были, мягко говоря, не очень).

скачать бриф для нейминга слогана

Образец брифа

Со временем я поняла, что разрабатывать названия по четкому брифу гораздо легче, чем закидывать заказчика всякими словоформами по своему вкусу. Мои работы стали гораздо качественнее. И первый заказчик на нейминг остался доволен! Причем, очень!

Далее я стала изучать свою тему глубже: читала книги и множество полезностей в интернете. Параллельно я осваивала и профессию копирайтера, где тоже уже немало преуспела.

Познавать то, что тебе интересно, а потом применять полученные знания на практике – вот одна из важнейших составляющих успеха в любом деле!

Что-то я все абстрактно и сумбурно освещаю.

Думаю, вам интересна более конкретная информация.

Где я брала заказчиков для нейминга?

95% моих заказчиков находились на биржах фриланса: www.fl.ru, www.weblancer.net, freelance.ru. Остальные биржи как-то не особо радовали и привлекали. Заказчиков по неймингу не так просто найти, ведь их еще как бы не существует в реальности. Их поиск – огромный кусок работы.

Где искать конкурсы творцов-неймеров? Обзор бирж навскидку

Конкурсы я находила в основном на этих же трех ресурсах. Правда, не везде участники застрахованы от обмана. Но это уже отдельная история и тема для статьи.

  • Скажу сразу, что наиболее застрахованы конкурсанты на сайте freelance.ru
  • На www.fl.ru очень часто конкурсы заканчиваются ничем… Администрация сайта «работает» над решением этой проблемы уже более 3 лет, и все никак не придумает, как сделать так, чтобы заказчик выполнял свои обязательства.
  • Сайт www.weblancer.net – это довольно низкие призовые, но для старта и для портфолио вполне подойдет (кстати, именно тут я первый раз победила в конкурсе).

Еще я зарегистрирована на сайте naming.center Его создатель – профессиональный неймер Вадим Дунаев. У него я тоже многому научилась. Периодически он проводит конкурсы на лучшее название для своих заказчиков. Очень все честно и прозрачно. Тут я не побеждала еще, но занимала много призовых мест. Они здесь тоже вознаграждаются. Причем, призовые варианты названий остаются в собственности автора (кроме того названия, что заняло первое место).

Например, одна моя работа для строительной компании заняла почетное 3-е место и принесла мне 500 руб. Я предложила это же название в конкурсе на другом ресурсе с призовым фондом 8 000 руб., и оно заняло там первое место! 2000 руб. заказчик потом сам захотел доплатить за разработку слогана к этому названию. Я не отказалась.

Есть также один «тайный» ресурс, куда меня пригласили лично. Он закрыт от публичности. Там проводятся конкурсы по неймингу с не очень большими призовыми, но практика – великое дело. И я с радостью участвую. Из 7 проведенных там конкурсов 3 победы мои. Для портфолио это очень ценно.

Портфолио Светланы: нейминг, слоганы, доменные имена

(для увеличения изображения нужно просто тыцнуть на него)

Что я могу порекомендовать желающим заняться неймингом?

Советую зарегистрироваться на сайты, где можно пиариться в профессиональном плане. Мне вполне нравится:  Фэйсбук , linkedin.com, professionali.ru. ВКонтакте пока лично у меня работает неважно. Но я там мало активничаю. Твиттер тоже еще мало освоила.

Еще как способ искать заказчиков – рекомендации, они же – сарафанное радио. Я периодически в сетях кидаю клич по поводу выплаты комиссии за рекомендацию. То есть если по чьей-то рекомендации ко мне обратились за разработкой названия или слогана, я честно выплачиваю этому человеку 25% от суммы заказа. Работает такой способ очень даже неплохо.

Можно ли неймингом прокормиться или уверенность – наше всё

Нет ничего невозможного для человека с интеллектом©. Преимущество неймеров-одиночек – цена, которая в разы доступнее, чем в брендинговых агентствах. Пока стабильности в заказах по неймингу лично у меня нет, но я уверена, что добьюсь больших успехов на этом поприще! Чего и вам желаю. Главное, не раскачиваться, а делать!

Как создавать названия для бизнеса?

Это тема даже не для статьи, а для вебинара, а то и для полноценного тренинга. Пока я не встречала обучающие программы в области нейминга, а может, они мне просто не попадались. Хотя литературы по созданию названий и слоганов очень много. Как и информации на просторах интернета. При желании все можно найти. Ведь я тоже самоучка.

Возможно, на основе своего опыта и накопленных знаний я создам свой обучающий продукт. Пока это в проекте. Но как только это случится, вы узнаете о таком событии первыми!

Скажу одно – работайте только по брифу. Перед началом работы очень подробно изучите его. Если остаются вопросы, лучше сразу их задать заказчику.

Как проверять название на уникальность?

Наиболее простой способ – это забить ваш вариант в любой поисковик. Также помогает поиск на сайтах, где продаются доменные имена. В идеале работать в паре с патентным поверенным, который будет делать запросы в патентное бюро. Но это стоит на порядок дороже. Цена на разработку названия с проверкой на возможность патентования в разы, иногда и в десятки раз превышает стоимость нейминга без проверки.

Тут брендинговые агентства имеют преимущество, так как у них в стоимость уже заложен пункт о патентовании.

Вот вкратце пока и все.

Думаю, что вопросов по теме нейминга у вас осталось очень много. Задавайте их в комментариях к этой статье. Я максимально оперативно постараюсь на них ответить.

Не ошибусь, если выражу сурово-копирайтерскую благодарность Светлане за подробный, как на духу, рассказ о своей профессии. Кстати, почитал и вдруг мне тоже захотелось стать неймером… такой я увлечённый. Тем более опыт (небольшой) в создании слоганов и логотипов таки имеется. Вот здесь можно оценить Слоган — боевой клич бренда

Для тех, кто хочет научиться копирайтингу, рекомендую:

И да, это нужно фрилансеру для красоты и здоровья

Понравился пост?! Не жмись. Поделись. Тебе не трудно, а автору приятно...
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Обсуждение: 17 комментариев
  1. Максим:

    Интересно пишите. У меня тоже есть руководство по неймингу. Из своего опыта. Если кому интересно: https ://spark.ru/startup/toque-advertising/blog/28879/nejming-kratkoe-rukovodstvo
    Профессиональный маркетинг не так прост, как кажется. )

    Ответить
    1. Игорь:

      Максим, спасибо!

      Ответить
  2. Галина:

    Ну, что тут скажешь? Статьи гостей Игоря всегда читаются с огромным интересом, тем более, что я впервые читаю о нейминге. Но я о другом попутно. Не сочтите за лесть, Игорь, но Вам ли сомневаться в освоении и покорении нейминга? Сколько спичей, озоринок, Ваших постов я прочитала за полтора года, которые не оставляют никаких сомнений, что Вы в новом деле преуспеете — только показать Вам чёткий бриф и через 20 минут всё будет готово. Держу с Вами пари. Только не вздумайте мне написать, что у Вас ушло 22 минуты и я проиграла.

    Ответить
    1. Игорь:

      ))) Галина, спасибо, но! вы меня балуете, чес слово.
      Опять в тщеславья грех
      Я как в пике сорвусь…©

      Ответить
  3. Сергей:

    Интересно, честно, очень….только я все это делаю для себя и своих проектов! Не на продажу….может попробовать ?

    Ответить
    1. Игорь:

      Сергей, естественно можно и нужно попробовать. Особенно, если внутренний голос подсказывает, что вам это интересно))) Тем более, придумывать ничего не нужно. Светлана дала координаты сервиса. Вы же помните «под лежачий камень…». Как узнать, что это ваше или нет, если не попробовать.
      Ибо не зря сказано в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7—8) : «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»

      Ответить
  4. Владимир Здор:

    Приветствую, Игорь и Светлана!
    Спасибо за статью. Интересно и полезно. Обязательно зайду на naming.center.
    На fl.ru я тоже в начале своей карьеры часто участвовал в конкурсах по неймингу. Тоже наивный был ) Там человек платит за то, чтобы организовать конкурс, и, судя по всему, считает, что платить два раза (то есть ресурсу и фрилансеру) он не должен.

    Ответить
    1. Светлана Свиридова:

      Владимир, да там разные клиенты есть.
      Мне вот тоже такой попался, который не заплатил в полной мере. Ну, первое место в портфолио тоже не помешает)))

      Ответить
    2. Игорь:

      Владимир, рад видеть))) Это Светлане огромное спасибо за то, что раскрыла нам особенности этого ремесла))) Таки почешу затылок и может быть сам попробую)))

      Ответить
  5. Татьяна:

    Спасибо за статью. Интересно было бы взглянуть на бриф для слогана. Все-таки при всей сложности работы слоган укладывается в строчку. Какие требования могут предъявлять к нему, ну, кроме оригинальности и «заманивания» клиента?

    Ответить
    1. Игорь:

      Татьяна, а вот на этот вопрос, думаю, Светлана чуть позже и ответит. Как минимум я тоже её об этом попрошу, чтобы типовой бриф нам показала, а я его с удовольствием размещу.

      Ответить
    2. Светлана Свиридова:

      Татьяна, бриф довольно простой. Я пришлю Игорю, чтобы он его разместил.
      Думаю, его можно улучшить, но пока и с этим нормально работается. По крайней мере клиенты довольны.
      Спасибо за интерес.

      Ответить
    3. Игорь:

      Татьяна, здравия желаю! Светлана откликнулась на вашу просьбу о брифе. В тексте я разместил типовой бриф для нейминга (слогана).

      Ответить
  6. Марина Пестова:

    Спасибо за наводку на naming.center
    Нейминг мой второй хлеб

    Ответить
    1. Игорь:

      )))Марина, это не мне, это Светлане спасибо. А вам за то, что не забываете))))))))

      Ответить
    2. Светлана Свиридова:

      Марина, всегда рада помочь коллеге.
      Помню Вас по интервью Людмилы Примы.
      Свяжитесь со мной на фейсбуке.

      Ответить
      1. Павел:

        Светлана, добрый день! Свяжитесь пожалуйста со мной. Для Вас есть заказ

        Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Мой Rubicon-копирайтинг · Хочешь что-то скопировать?! На здоровье, только с активной ссылкой на мой блог
Шаблон GoodwinPress.ru